«В медиа об образовании не хватает доказательных статей, и этот пробел нужно восполнить»
Одним из победителей Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ сотрудников ВШЭ в научно-популярной номинации (направление «Образование») стала Ксения Романенко — аналитик проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов», академический руководитель магистерской программы «Доказательное развитие образования». На конкурс она представила несколько статей, опубликованных на портале «Теории и практики». Чему они посвящены и чем интересны широкой публике, Ксения рассказала новостной службе портала.
О конкурсе я узнала на странице Facebook проректора ВШЭ Марии Марковны Юдкевич, что, наверное, характеризует современную профессиональную коммуникацию: личные блоги ученых работают как профессиональные ресурсы, важные для коллег. Про научную номинацию сразу не подумала — скорее всего потому, что мои последние важные публикации вышли на английском. А научно-популярной номинацией заинтересовалась. Научная коммуникация для меня — это несомненная ценность, будь то журналистика, научные музеи или открытые лекции.
Ксения Романенко
Публицистические тексты, в том числе на научные темы, я пишу давно и постоянно. Сотрудничала с такими изданиями, как W-O-S, The Village, «Горький», «Научная Россия», сейчас мне нравится работать с проектом ФОМ «Заповедник» и Научно-образовательным порталом IQ. Для «Теорий и практик» с 2011 года делаю книжные обзоры, переводы, материалы для рубрик «Письмо из-за границы» и «Молодые ученые». Благодаря интервью с молодыми учеными многое узнала о разных научных областях.
Четыре статьи, которые попали в список для номинации, были написаны по разным поводам. Пожалуй, их объединяет то, что в каждом случае была выбрана социально значимая тема, в текстах звучит живая речь героев, много ярких деталей. Все эти истории не просто интересны, они точны с научной точки зрения.
«Предприятие все решает: как устроено образование в моногородах» — это рефлексия на тему важного для меня исследовательского и преподавательского проекта. Статью об экспедиции по моногородам Свердловской области до сих пор считаю одной из лучших своих работ в принципе.
Интервью с Ольгой Ребковец о «Тотальном диктанте» было сделано в экспедиции в Новосибирский Академгородок.
«Головная боль и возвращение домой: будни студентов на карантине» — это «терапевтическая» замена сорвавшихся в 2020 году поездок, когда мы со студентами решили подумать о других студентах, запертых по домам.
«Какие ваши доказательства?»: доказательный подход в образовании» — развернутый рассказ о принципах, на которых мы с коллегами строим магистерскую программу «Доказательное развитие образования».
Стоит отметить, что моя победа на конкурсе — это результат коллективных усилий, и я, конечно же, указывала своих соавторов при подаче заявки. В одной работе это соруководитель магистерской программы «Доказательное развитие образования» и мой коллега по ПУЛ «Развитие университетов» Алексей Егоров, еще в двух — студенты — участники экспедиций и других проектов. Мне удалось вовлечь студентов в подготовку статей как часть отчетности по экспедиции или работы в проектах. Для многих это было первое авторство в научно-популярном жанре, и я этому очень рада.
На мой взгляд, исследования образования, как и любые социальные исследования, труднее популяризировать, чем естественнонаучные
Они кажутся менее наглядными, их результат труднее предъявить.
А при интерпретации результатов труднее избежать оценочности.
Сейчас мы наблюдаем расцвет самых разных медиа об образовании, и это невероятно здорово. Но часто материалы, которые там публикуются (если это не новости и не описания конкретных событий и проектов), представляют собой частные мнения участников образовательного процесса. Авторы рассуждают, как было бы важно сделать все по-другому, не так, как сейчас, но как именно — непонятно. Не хватает доказательных работ, работ на основе исследований образования, и этот пробел необходимо восполнить. Это, впрочем, касается не только медиа. Мы говорим о необходимости развивать доказательный подход в образовании в принципе.
Почему это не так просто сделать? Да потому что образование — важная и болезненная тема для каждого. Опора на данные или работа с теорией — это одно, а личный опыт — совсем другое. Разрешить это противоречие мы пытаемся, работая со студентами магистерской программы «Доказательное развитие образования»: учим их оценивать факты с позиции исследователей, аналитиков и экспертов, а не «пользователей». Да и я сама, высказывая точку зрения по тому или иному вопросу в образовании, всегда спрашиваю себя, что лежит в ее основе — научные выводы, практический опыт преподавателя и эксперта или, может быть, обида на школьных учителей или приятные впечатления от кампуса зарубежного университета.
Конечно же, журналист — это моя вторая ипостась, а в первую очередь я считаю себя исследователем. Научные статьи пишу и на русском, и на английском. Даже если нужно представлять результаты одного и того же исследования, на родном и на чужом языке это делается по-разному. Например, в англоязычной статье для иностранного журнала существенную часть текста может занимать описание контекста, а в русскоязычной статье оно обычно меньше. Как исследователь-качественник я много работаю с цитатами, которые не только иллюстрируют важные тезисы, но и благодаря своей эмоциональности дают речевую характеристику информанта. При переводе этот фактор теряется.
В следующем году, если снова будет проводиться конкурс лучших русскоязычных работ, я, возможно, поучаствую в научной номинации — как раз сейчас готовим с коллегами серию публикаций на русском языке об олимпиадном движении в образовании.