Провальный успех
История предпринимательства и история его поддержки — это две отдельные истории. Почти не связанные между собой. Об этом шла речь 19 марта на семинаре серии "Институциональные проблемы российской экономики".
На семинаре, организованном Институтом анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ с докладом "Предпринимательство и политика поддержки предпринимательства в России (1990—2000-е годы)" выступил декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.
А. Чепуренко выделил четыре основных этапа развития предпринимательства в России.
Первый этап, по мнению докладчика, приходился на конец 1980-х, когда возникали альтернативные субъекты экономики (например, первые кооперативы).
Второй этап заключался в легализации частного сектора и доминировании непроизводственного предпринимательства в условиях структурного кризиса и спада в экономике. Этот период пришелся на 1992—1995 годы и характеризовался неэффективностью крупного и среднего бизнеса в условиях низкого платежеспособного спроса населения.
Следующий, третий, этап (1996—1998) автор обозначил как дисфункциональное развитие предпринимательства в условиях стагнации экономики. Для этого этапа были характерны:
- налаживание хозяйственных связей в предпринимательском секторе;
- рост спроса на потребительские товары вследствие роста доходов населения;
- снижение интенсивности вывода активов в сегменте приватизированных предприятий;
- ужесточение конкуренции в розничной торговле, выдавливание малого предпринимательства из наиболее прибыльных ниш потребительского рынка более крупными отечественными структурами;
- массовый уход предприятий от налогообложения;
- завершение формирования интегрированных бизнес-групп и на их базе — олигархата.
Во время четвертого этапа развития предпринимательства происходило формирование модели частно-государственного партнерства в условиях высоких темпов роста экономики (1999—2008).
Говоря о качестве предпринимательства в России, А. Чепуренко выделяет деструктивное, непроизводительное и производительное предпринимательство.
Деструктивное предприятие получает прибыль либо за счет "проедания" активов, либо за счет монопольного завышения рентных доходов. По мнению автора, так работают большинство постприватизационных предприятий и госкорпораций.
Непроизводительное предпринимательство, когда добавленная стоимость есть, но нет прибыли — это, как правило, самозанятые и мелкий семейный бизнес.
Производительное предпринимательство характеризуется тем, что добавленная стоимость включает в себя прибыль.
При этом, по мнению А. Чепуренко, в развитии российского предпринимательства невозможно обнаружить ни одного этапа, когда бы наблюдалось доминирование производительного предпринимательства над "непроизводительным", либо просто "деструктивным".
Рассказав об этапах развития самого предпринимательства, декан факультета социологии перешел к освещению истории его поддержки.
Здесь он выделил шесть этапов.
В 1992—1995 годы негласный альянс трех важнейших субъектов политики (радикальные реформаторы в правительстве, "красные директора" в реальной экономике и формирующийся частный финансовый капитал) привел к тому, что политика формально содействовала формированию частной собственности, но малый бизнес "снизу" доступа к ней не получал.
Второй этап сводится к становлению институтов и "формальной" государственной политики (1995—1998). Однако поддержка эта, по мнению автора, эффективной не была.
Третий этап (1998—2001) привязан к кризису 1998 года и связан с попытками его преодоления.
Четвертый этап (2002—2004) характеризовался дерегулированием и развитием концепции малого и среднего бизнеса как "двигателя прогресса".
Следующий этап представлял собой ведомственную программу поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2005—2008 годы.
Сейчас же начался этап по поддержке предпринимательства в условиях кризиса.
Подводя итоги своего выступления, А. Чепуренко заметил, что непроизводительное (ориентированное на максимизацию перераспределительных эффектов) и "деструктивное" (ориентированное на получение политической, статусной ренты или откровенно криминальных форм доходов) предпринимательство оказались доминирующими в современной России. Непроизводительное и "деструктивное" предпринимательство преимущественно располагается в сегменте сверхкрупного и крупного бизнеса и существует на основе тесной личной унии с государственно-политической элитой.
Соответственно, стратегическую цель государственной политики А. Чепуренко видит в поддержке производительного и ограничении возможностей для развития двух других типов предпринимательства. Но эта задача: (а) должна осознаваться, (б) предполагает глубокие, основополагающие изменения в системе прав собственности и всей структуре общественных отношений. Если же нынешний кризис окажется затяжным, а реализуемые федеральным центром меры по его купированию — неэффективными (пока все идет к этому), то, по мнению декана факультета социологии, могут сложиться благоприятные условия для изменения общественной модели, а соответственно — для развития производительного инновационного частного предпринимательств.
Алла Чирикова (Институт социологии РАН) заметила, что хотя в докладе речь шла о предпринимательстве в целом, по смыслу явный акцент был сделан на развитие малого и среднего предпринимательства.
Татьяна Долгопятова (главный научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ) обратила внимание на то, что история поддержки предпринимательства — это история провала. Но, несмотря на это, история развития бизнеса — это вполне себе история успеха, хотя в докладе А. Чепуренко бизнес выглядит жертвой.
Также Т. Долгопятова заметила, что критерии отнесения предприятий к деструктивным, непроизводительным и производительным не очень ясны. Кроме этого, по ее мнению, в каждом бизнесе (крупном, среднем и малом) встречаются все эти три типа предприятий. Как крупный бизнес роднится с государством, так и на муниципальном уровне средние и малые предприятия "взаимодействуют" с властями.
Что касается поддержки малого и среднего бизнеса, то правительству долгое время было не до них. В начале 1990-х все внимание было уделено решению проблем предприятий крупных, где тысячи людей могли потерять работу. В этой связи Т. Долгопятова высказала предположение, что в условиях нынешнего кризиса малому бизнесу тоже вряд ли приходится ожидать государственной поддержки.
Кроме того, действительно ли малый (и средний) бизнес является двигателем прогресса и источником инноваций — вопрос спорный. Т. Долгопятова склонна связывать инновационное развитие с более крупными структурами.
Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху
Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.
Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели
До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.
Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера
Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».
«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.
Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат
Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.
Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября
21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.
НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве
В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.
Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»
Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.
«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»
27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.
«Местечкового технологического суверенитета быть не может»
В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.