• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа, где учили работать с латентными данными

Завершилась Четвертая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований «Анализ категориальных данных». В этом году в ней приняли участие более 40 молодых ученых из университетов и исследовательских центров России, Украины, Белоруссии, Италии, Германии, Польши, Румынии, Израиля и США.

Участники школы провели две недели в Зеленогорске, изучая методы работы с категориальными данными под руководством профессора Жака Хагенаарса (Университет Тилбурга). Профессор провел полноценный учебный курс, а в последний день школы слушатели представили результаты своих мини-исследований, выполненных в рамках практических занятий.

«Предыдущие три летние школы ЛССИ были посвящены изучению количественных методов анализа данных в сравнительной социологии (многоуровневый анализ, многоуровневое структурное моделирование уравнениями и другие), — пояснила одна из руководителей школы Татьяна Карабчук. — Социологи много работают с категориальными данными, поэтому мы решили организовать отдельную школу по этому методу. Поскольку категориальные данные по своей природе отличаются от количественных, то применение стандартных и привычных методов регрессионного анализа некорректно, особенно, когда дело касается выделения сложных латентных переменных. Для того чтобы освоить методы работы с ними, мы пригласили на школу одного из ведущих специалистов в области методологии анализа категориальных данных, Жака Хагенаарса и его аспирантку Жужу Бакк в качестве ассистента на практических занятиях».

 
Простейший пример категориальных данных — это ответ на вот такой анкетный вопрос: «Насколько религиозным человеком вы являетесь: сильно верующим, умеренно верующим, атеистом». Для анализа этих данных используются такие методы, как латентный классовый анализ, логлинейная регрессия и другие. 

В программе школы также были предусмотрены теоретические лекции по сравнительной социологии от ведущих профессоров в данной области:

  • — Профессор Мичиганского университета, руководитель Международной лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ Рональд Инглхарт предложил обновленную теорию модернизации и изменения ценностей – в частности, объяснение, почему теряют популярность профертильные ценности (предрасположенность к рождению большего количества детей) и как меняются индивидуальные ценности в развитых обществах;
  • — Под руководством немецкого политолога, почетного профессора Центра исследований в области социальных наук в Берлине Ханса-Дитера Клингеманна студенты разбирались в причинах кризиса легитимности современных представительных демократий и разочарования в демократических ценностях, которое, по его мнению, наблюдался в Европе в начале 2000-х годов. На его лекции также ходили участники школы «Практика на Балтике-2014», проходившей одновременно со школой ЛССИ в Зеленогорске.
  • — Методологические проблемы измерения религиозности и ее влияния на изменение поведенческих установок людей обсуждались на мастер-классах научного сотрудника ЛССИ Кирилла Жиркова. Он предложил кросс-культурный анализ религиозности с использованием метода многоуровневого моделирования структурными уравнениями.

В следующем году летняя школа ЛССИ будет посвящена визуализации результатов регрессионного анализа и факториальному экспериментальному дизайну.

 

Анна Кулькова, стажер-исследователь, лаборатория политических исследований ВШЭ

«Тема летней школе ЛССИ отлично соотносится с моими исследовательскими интересами. Я изучаю взаимосвязь между религиозностью и политической активностью. Обе эти переменные являются латентными, то есть не могут быть измерены напрямую, так как представляют собой комплексные характеристики. И латентно-классовый анализ, детали которого мы скрупулезно разбирали на протяжении двух недель, мне, конечно, очень нужен для получения интересных результатов. Например, неожиданно внутри российского общества проявился латентный класс «бабушек» — группы женщин среднего возраста, которые регулярно голосуют на выборах, а также сравнительно регулярно посещают церковь. Это пока только предварительные результаты, которые, однако, интригуют и заставляют «копать» глубже».

 

Чиа Лью, PhD-студент, Центр демографических исследований в Барселоне

«Мое PhD-исследование о женщинах — главах домохозяйств как новом тренде в латиноамериканских семьях. Мы уже собрали значительный массив данных, опросив несколько тысяч человек в трех странах Латинской Америки. Большая часть вопросов в наших анкетах относится к категории номинальных, и я планирую в самое ближайшее время опробовать на них некоторые из метод, который мы изучали на занятиях профессора Хагенаарса».

 

Ольга Гаспарян, младший научный сотрудник, Лаборатория политических исследований ВШЭ

«Я участвую в проекте по изучению взаимосвязи общественных ожиданий и политических предпочтений в демократических и гибридных режимах. Возможность представить его на школе и получить обратную связь от коллег и преподавателей, среди которых были такие известные исследователи как Ханс-Дитер Клингеманн и Рональд Инглхарт — для меня большая удача. Благодаря их  советам, в моей работе наметился новый вектор исследования — изучение не государства, а отдельных партий и их политических программ как основы для определения «политических предпочтений».

 

Дмитро Хуткий, научный сотрудник, Киевский международный институт социологии (Украина)

«Эта школа — часть уникальной системы коучинга младших исследователей ведущими учеными в области методологии социологических исследований, которую ЛССИ внедряет уже на протяжении нескольких лет. Для меня это уже вторая школа. Многие из советов и рекомендаций, полученных мною на прошлой школе, посвященной методам анализа в пакете Mplus, я успел опробовать в своем проекте о проактивной ориентации и индивидуальном активизме. Его результаты я представлял несколько дней назад на XVIII Всемирном социологическом конгрессе в Иокогаме».

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми

Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.