• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности

Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности

© Высшая школа экономики

«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.

Основная цель нового проекта — повысить грамотность в вопросах использования искусственного интеллекта и помочь образовательному сообществу эффективнее применять GPT-модели в работе. Гайд учит трем базовым навыкам: писать более точные запросы к GPT, чтобы получать качественные ответы, и строить диалог с нейросетью; определять, какую именно работу можно поручить нейросетям; критически оценивать то, что предлагает модель. Над содержанием и задачами работали эксперты команды «Яндекс Образования» и факультета компьютерных наук ВШЭ.

Дарья Козлова

«Технологии ИИ становятся повсеместными, и наша большая задача — способствовать повышению ИИ-грамотности в сфере образования. GPT-модели могут решать множество рутинных задач, для этого важно правильно использовать инструменты, которые на наших глазах меняют образовательный процесс. Если подойти к внедрению ИИ-инструментов с умом, то у преподавателей и студентов освободится больше времени на творческие задачи», — говорит Дарья Козлова, директор «Яндекс Образования».

Гайд состоит из пяти разделов. В первом разделе читатель сможет познакомиться с понятиями «нейросети» и «языковые модели» и узнать о возможностях GPT-технологий. Основная часть включает основы промптинга, различные стратегии общения с нейросетью, техники проверки достоверности информации. Заключительный раздел посвящен опыту преподавателей: как использовать ИИ в процессе разработки обучающего контента, как можно облегчать работу со студентами и решать другие задачи с помощью ИИ-ассистентов.

Дарья Касьяненко

«Создание гайда объединило экспертизу факультета компьютерных наук Вышки и технологии “Яндекса”. Этот уникальный учебник объясняет, как использовать нейросети в жизни, работе и образовании, а также обучает безопасному взаимодействию с ними и критическому мышлению. Мы создали раздел для преподавателей и предложили инструкции и практические задания для внедрения ИИ в процесс обучения», — комментирует создание гайда Дарья Касьяненко, старший преподаватель факультета компьютерных наук, академический руководитель магистратуры «Инженерия данных» НИУ ВШЭ.

ФКН ВШЭ обладает глубокой экспертизой в области ИИ-грамотности в вузах. До конца этого года в университете планируют обучить навыку работы с искусственным интеллектом 2 тысячи сотрудников. Обучение проходит в рамках повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Ранее «Яндекс» запустил несколько новых программ высшего образования в области искусственного интеллекта. Среди них первый в России бесплатный бакалавриат AI360 для создателей ИИ-технологий будущего на базе четырех университетов, включая НИУ ВШЭ; первая аспирантура по искусственному интеллекту с уклоном в практику; междисциплинарные программы для специальностей вне сферы IT.

Вам также может быть интересно:

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.

Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA

На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.