Завершился первый этап работы Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ
29 декабря состоялось первое совещание Координационного совета Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта НИУ ВШЭ. Участники рабочей группы Центра ИИ — эксперты в области искусственного интеллекта — обсудили результаты проведенной в 2021 году работы и план мероприятий на 2022 год.
Координационный совет — один из коллегиальных органов управления Центра искусственного интеллекта. В него входят руководители наиболее масштабных проектов, а также представители индустриальных партнеров. Заседание Координационного совета провел заместитель председателя совета, вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян.
На совещании Координационного совета выступили руководители 25 проектов с докладами о результатах деятельности в рамках Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта. В этом году участники проектов центра выступили на международной конференции NeurIPS 2021 — одной из крупнейших конференций по машинному обучению и нейросетям. По результатам научной работы активно ведется подготовка к публикации статей в международных журналах по теме искусственного интеллекта.
Начал работу научный семинар «Искусственный интеллект в мире людей: гуманистические, этические и правовые аспекты развития цифровых технологий», который является частью проекта «Этическая экспертиза в сфере ИИ». В рамках этого семинара уже прошло три обсуждения, связанных с проблематикой этики искусственного интеллекта.
Игорь Агамирзян, заместитель председателя Координационного совета, вице-президент НИУ ВШЭ
Исследовательский центр в сфере искусственного интеллекта НИУ ВШЭ использует преимущество Вышки как широкопрофильного университета с сильным социально-экономическим и гуманитарным блоком и реализует программу «Межотраслевые технологии искусственного интеллекта и искусственный интеллект для приоритетных отраслей экономики и социальной сферы». Несмотря на то что центр создан и заработал совсем недавно, этой осенью, к первому заседанию Координационного совета он подошел с обширным портфелем исследовательских проектов — как сугубо технологических, связанных с развитием методов машинного обучения и работы с большими данными, так и социогуманитарных, в самых разных областях науки: лингвистике, экономике, экологии, финансах, праве и других. По большинству проектов уже создан существенный задел, и на заседании Координационного совета мы увидели разумный баланс между фундаментальными и прикладными исследованиями в важнейшей сфере применения цифровых технологий для общества.
Многие проекты существенно продвинулись вперед за это время в своих исследованиях: собрали данные, необходимые для дальнейшей работы, провели обзор того, что уже сделано в этой области, выделив преимущества и недостатки существующих подходов для разработки максимально эффективного пути, по которому проекты будут двигаться следующие годы.
Вам также может быть интересно:
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.