• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Золотая Вышка»: укрепление научной репутации ВШЭ

Сотрудники Центра трудовых исследований (ЦеТИ) Высшей школы экономики — Владимир Гимпельсон, Ростислав Капелюшников и Нина Вишневская — стали лауреатами премии «Золотая Вышка-2011» в номинации «За укрепление научной репутации ВШЭ». Интервью директора ЦеТИ ВШЭ Владимира Гимпельсона.

— Владимир Ефимович, расскажите, пожалуйста, о работе Центра и о его вкладе в «укрепление научной репутации ВШЭ».

— Центр трудовых исследований был создан немногим более 10 лет назад, и присуждение «Золотой Вышки» фактически совпало с нашим юбилеем. Поэтому мы воспринимаем премию как оценку того, что сделано в Центре за время его существования. Тогда в 2001 году «встретились» две инициативы: с одной стороны, приглашение со стороны руководства ВШЭ и, с другой, наш поиск новых форм научного существования и сотрудничества. Мы втроем (Ростислав Исаакович Капелюшников, Нина Тимофеевна Вишневская и я) в то время работали в Институте мировой экономики и международных отношений РАН в разных отделах. Здесь, в Вышке, мы стали работать вместе. В начале у нас не было какой-то особой единой программы, были лишь частные представления, но постепенно сформировался общий исследовательский подход. Мы определились и с тематикой, и с методологией, на которую стали опираться, и с данными, которые легли в основу работы.

Каждый из нас троих имел определенные знания и опыт, которые давали сравнительные преимущества. В тот момент в России мало кто знал экономическую теорию труда лучше, чем Ростислав Исаакович Капелюшников. Также было ясно, что в основе исследований должен лежать эмпирический анализ, опирающийся на большие массивы данных. Подобный опыт до этого у нас тоже был. Важно было представить Россию в сравнении с другими странами, а для этого нужны были навыки сравнительных исследований и знание международной статистики. Этим занималась Нина Тимофеевна Вишневская. Так что наше объединение обещало синергию.

С самого начала у нас сложилось сотрудничество с рядом ведущих европейских и американских экономистов, интересовавшихся рынками труда в переходных экономиках. Среди них профессора Джон Эрл и Хартмут Леман, которые и поныне являются нашими коллегами и добрыми друзьями. Другими словами, мы видели свою задачу в том, чтобы осовременить исследования рынка труда в России. Конечно, нельзя сказать, что до нас в нашей стране никто не занимался экономикой труда. Но в СССР под экономикой труда понималось совершенно другое — планирование, организация и нормирование, рабочая сила воспринималась как «груз» наподобие угля, стали или машин, который можно везти куда угодно по приказу партии, или «планировать и научно организовывать». Многие элементы такого подхода, кстати, сохранились и до наших дней в многочисленных учебниках и «исследованиях».

Современная экономика труда (Labour Economics) — это, прежде всего, наука о поведении людей в сфере труда. Она изучает функционирование и динамику рынков труда с упором на то, как индивиды, семьи, фирмы реагируют на стимулы и стремятся к своим целям с учетом имеющихся ограничений. Эта область экономики выросла из микроэкономики, и сегодня она охватывает исследования различных аспектов человеческого поведения, где применим экономический подход. В этом направлении мы и хотели двигаться.

— Какое сейчас место в мировых исследовательских кругах по данной проблематике занимает ваш Центр и ВШЭ в целом?

— Про мир говорить сложно, проще про Россию. Этой тематикой в ВШЭ занимаемся не мы одни, есть еще несколько сильных групп. Мы тесно сотрудничаем с кафедрой экономики труда и народонаселения под руководством Сергея Рощина и связанной с ней Лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ). Ряд сотрудников ЦеТИ являются преподавателями кафедры, у нас есть совместный семинар, общие аспиранты и студенты, мы плотно работаем вместе.

В итоге в Вышке сложилась критическая масса специалистов, которые могут обсуждать любые проблемы, связанные с рынками труда, охватить это исследовательское поле практически целиком, включая трудовое право, управление человеческими ресурсами, соответствующие аспекты государственного управления и так далее. Все это делает Вышку лидером в России в исследованиях всей тематики рынка труда. При этом речь идет не только о науке, но и об образовании: программы, по которым у нас учат студентов экономике труда и смежным дисциплинам, более современные и более сложные, чем в других российских учебных заведениях.

Наши экспертные знания востребованы в Правительстве и в министерствах. Мы участвовали и участвуем в различных исследовательских и консультационных проектах международных экономических организаций — например, Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международной организации труда (МОТ), Еврокомиссии, — по вопросам, связанным с рынком труда в России и в других странах с похожей моделью — прежде всего, это страны СНГ.

Таким образом, в работе Центра действительно сочетаются исследования, обучение и экспертная деятельность, хотя ударение мы делаем именно на первом слове. Решать все эти проблемы одновременно довольно сложно.

— «Золотая Вышка» присуждена вам в том числе и за подготовку квалифицированных специалистов…

Владимир Гимпельсон, Нина Вишневская и Ростислав Капелюшников — лауреаты премии «Золотая Вышка-2011» в номинации «За укрепление научной репутации ВШЭ»
Владимир Гимпельсон, Нина Вишневская и Ростислав Капелюшников — лауреаты премии «Золотая Вышка-2011» в номинации «За укрепление научной репутации ВШЭ»
— Многие исследовательские центры Вышки являются исключительно научными подразделениями и слабо связаны с обучением. С другой стороны, есть научно-учебные лаборатории, которые сориентированы, в первую очередь, на учебный процесс. Мы пытаемся полностью присутствовать в науке и максимально участвовать в преподавании. Из семи основных сотрудников Центра трое являются преподавателями кафедры экономики труда, еще двое являются аспирантами в академической аспирантуре, Нина Вишневская — ученый секретарь одного из диссертационных советов. Мы учим в аудиториях, но одновременно учимся сами. Наши молодые сотрудники, уже защитившие диссертации, в значительной степени сформировались как специалисты в ЦеТИ. Это и Алексей Ощепков, и Татьяна Карабчук, которая сейчас работает на факультете социологии. Анна Лукьянова пришла к нам уже сложившимся специалистом, но мне кажется, многое приобрела, работая в Центре. Сейчас в рамках Центра развивается новый проект, связанный с изучением бедности, и там работают наши аспиранты — бывшие студенты, это тоже соединение науки и преподавания.

— Что вы считаете главным достижением работы Центра за 10 лет?

— Самое главное — это подготовка цикла работ, посвященных так называемой российской модели рынка труда. Российский рынок труда подчиняется всем основным законам экономики, но имеет и свою специфику, связанную с особенностями российских институтов. Если очень кратко, то везде в развитых странах на внешние шоки рынок труда реагирует преимущественно скачками занятости и безработицы. В кризис занятость снижается, а заработная плата, как правило, нет. Затем на этапе роста занятость восстанавливается и увеличивается, а зарплата меняется крайне медленно. Так было в годы «Великой депрессии», примерно так развиваются события в ходе последнего кризиса. А у нас все выглядит иначе. Сильнейшие шоки в 1992, 1994, 1998-м годах «обваливали» все зарплаты, но не занятость.  В 2008 году снижение зарплаты было относительно слабее, чем в предыдущие годы, но все равно было заметным. Однако сокращение занятости (по сравнению с силой шока) каждый раз проявлялось в слабой форме и с большим лагом. Возникает серия вопросов. Почему это происходит именно так? Какие последствия это имеет для разных групп людей, для фирм, для экономики в целом? Какова роль институтов? Как эти институты взаимодействуют друг с другом, с шоками? Список вопросов легко продолжить. Разным аспектам этого явления и посвящены наши исследования.

За эти годы мы опубликовали десятки статей в российских и иностранных журналах. Многое из того, что впервые увидело свет в статьях, затем вошло в книги. В начале были две индивидуальные монографии: Ростислава Исааковича Капелюшникова «Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации» (Издательский дом ВШЭ, 2001) и моя (совместно с Д. Липпольдтом) «Russian Labor Market Between Transition and Turmoil» (Rowman and Littlefield, 2001), вышедшая в США.

Затем вышли такие коллективные монографии как «Нестандартная занятость в российской экономике» (2007), «Заработная плата в России: эволюция и дифференциация» (2008), «Российский работник: образование, профессия, квалификация» (2011). Эти три книги, по сути, составляют единый цикл и были изданы Издательским домом НИУ ВШЭ. В них в качестве авторов принимали участие все сотрудники нашего Центра. Из названий видно, над какими проблемами в эти годы работал ЦеТИ. Надо сказать, что перечисленное не исчерпывает всего сделанного ни по тематике, ни по объему. Это лишь наиболее видимая часть того, что было сделано.

Подход ЦеТИ сегодня признан не только коллегами внутри Вышки, но и международными экспертами. Например, обзор рынка труда и социальной политики Российской Федерации, недавно подготовленный ОЭСР в связи с намечающимся присоединением России к этой влиятельной международной организации, в значительной степени учитывает и использует наши работы.

Разработка концепции российского рынка труда как особой модели с особыми институтами, в то же время являющегося частью мировой экономики и подчиняющегося общим закономерностям — это главное, что мы делаем. Спектр интересов достаточно широк. В каких-то вопросах мы ушли глубже и дальше, в каких-то находимся лишь в начале пути.

— Как вы и ваши коллеги встретили известие о присуждении «Золотой Вышки»?

— С радостью и удивлением. Приятно осознавать, что тебя признают и твой труд востребован. С удивлением, поскольку не ожидали победы. В этой номинации была очень серьезная конкуренция. Одним из «конкурентов» был Сергей Константинович Ландо — декан лучшего в стране на сегодняшний день математического факультета. Мы чувствуем себя несколько неловко по отношению к другим претендентам, потому что они очень достойные люди, очень много сделавшие для нашего университета. Премия — это не только оценка сделанного в прошлом, но и аванс на будущее. У нас уже состоялось заседание Центра, на котором мы обсуждали новые проекты. Надеемся, что в будущем году представим новый цикл завершенных исследований в виде серии статей и монографии. К счастью, есть идеи, есть темы, есть дружный и мотивированный коллектив, есть желание идти вперед.

— Как вы относитесь к самой премии — нужна она или нет, что она вообще дает?

— Мне кажется, что она очень полезна. Не только потому, что сама статуэтка «тяжелая», ее можно взять в руки и сказать: ребята, кто будет плохо работать, будет наказан «Золотой Вышкой»! Но и потому, что это хороший символ признания среди коллег: люди должны чувствовать, что их работа ценится не только начальством, но и коллегами. Это создает стимулы для работы, дает драйв, добавляет энергии. В Высшей школе экономики очень много интересных, продуктивных и творческих людей, что задает здоровую соревновательность.

 

Нина Вишневская, ведущий научный сотрудник ЦеТИ:

— На мой взгляд, одним из главных результатов десятилетней работы Центра является то, что нам удалось найти свой угол зрения — увидеть и описать особенности и характерные черты российской модели рынка труда. Думаю, что выражу мнение всех наших сотрудников, если скажу, что предметом особой гордости являются три опубликованные монографии, посвященные таким важнейшим аспектам рынка труда, как занятость, заработная плата и образование. Все три книги получили теплый прием среди коллег. Ими часто интересуются не только научные работники и преподаватели, но и практики.

Хотелось бы еще сказать о коллегах, которые работают в нашем Центре. Все они, включая самых молодых сотрудников, очень интересные, талантливые люди. Мне кажется, что мы постоянно «подзаряжаемся» от общения друг с другом. Не будет преувеличением сказать, что дружеская поддержка и доброжелательность являются нормой отношений в нашем коллективе.

Хочу искренне поблагодарить коллег, присудивших нам премию «Золотая Вышка». Не скрою, мы были счастливы узнать, что наш труд оценен столь высоко.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России

Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.

Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников

Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства

Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.

Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста

Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.

Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки

Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».

«Оказаться в тройке номинантов, вместе с двумя потрясающими учеными, было уже неожиданно»

Айгуль Мавлетова, выпускница Вышки и доцент факультета социальных наук, в 27-й день рождения университета получила награду «Золотая ссылка». Новостная служба портала встретилась с обладательницей «премии в премии», чтобы узнать, почему наука интереснее бизнеса.

Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего

Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.

Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы

Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.

Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов

HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.

Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации

В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.