• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь

ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь

© Высшая школа экономики

Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».

О том, как пользоваться нейросетевыми моделями, какие трудности могут возникнуть при их применении, рассказали Виктория Берестова, руководитель проекта «‎Применение больших лингвистических моделей для помощи студентам НИУ ВШЭ», программист Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН, и Борис Улитин, академический руководитель образовательной программы «Компьютерные науки и технологии»

Чат-боты — удобный и привычный с точки зрения коммуникации инструмент. Согласно статистике, сегодня около 70% взаимодействий инициируются именно в электронном виде через мессенджеры. И образование в этом смысле не исключение. Использование чат-ботов позволяет не только упростить отдельные процессы, но и сделать их более эффективными. Например, чат-бот поможет студенту вспомнить сроки и требования к отчету по практике и получить ответ на возникший вопрос, не дожидаясь встречи с учебным офисом. Однако, отмечают эксперты, эффективность сервиса напрямую связана с качеством заложенной в него базы знаний и регулярностью ее пополнения.

Искусственный интеллект и чат-боты

Борис Улитин

«Если чат-бот является внешним интерфейсом, с которым взаимодействует пользователь, то искусственный интеллект — алгоритм, который по запросу извлекает из базы знаний наиболее релевантную информацию и формирует ответ, соответствующий ожиданиям пользователя», — отметил Борис Улитин.

По его словам, искусственный интеллект в рамках чат-ботов — это умный алгоритм поиска, позволяющий быстрее решать поставленную задачу и учитывать больший объем сведений.

Опыт Высшей школы экономики

Виктория Берестова

«В рамках стратегического проекта мы ставим масштабную задачу создания и внедрения ИИ-помощника, с которым сможет взаимодействовать любой студент любого кампуса НИУ ВШЭ. При этом в задачи помощника входит не только генерация ответа на наиболее общие вопросы, но и помощь в решении нестандартных вопросов, связанных с жизнью в университете», — рассказала Виктория Берестова. В перспективе это позволит получить гибкий и масштабируемый механизм решения вопросов учащихся, что облегчит работу сотрудников учебных офисов.

При создании чат-бота специалисты НИУ ВШЭ применяют различные генеративные модели, в том числе YaGPT, GigaChat и др. Это связано с тем, что ни одна из моделей не является универсальной и не гарантирует высокого качества для любой задачи. ИИ-модели помогают повысить точность и содержательность выдаваемых пользователю ответов. Они также используются для структурирования данных и последующей их обработки, поскольку в образовании стоит множество задач для работы с документами (зачастую содержащими большой объем разрозненной информации).

Трудности при использовании генеративных моделей в образовании

«Основная трудность — это настройка модели под конкретные задачи пользователей. Даже в случае на первый взгляд общих вопросов могут обнаружиться детали, зависящие от контекста (например, курс обучения студента, содержание дисциплины и т.п.). В таких ситуациях модель может начать галлюцинировать, выдавая некорректный ответ», — говорит Борис Улитин.

© Высшая школа экономики

Только проводя эксперименты, обнаруживая неоднозначные или неожиданные результаты в поведении моделей, можно улучшить качество их работы в дальнейшем. «Чтобы справиться с такими трудностями, индустрия живет по завету Жан-Жака Руссо: “Час работы научит больше, чем день объяснения”. Именно поэтому мы всегда вводим метрики качества для оценки модели и их сравнения для каждой конкретной задачи», — добавил эксперт.

Новые возможности благодаря ИИ

С использованием технологий искусственного интеллекта появляется возможность опираться на более широкую базу знаний. Например, в случае применения ИИ в образовании можно объединять наработки нескольких учебных курсов, преподавателей, обнаруживать зависимости между различными блоками материалов и учитывать все это при генерации ответа на запрос пользователя. «Кроме того, благодаря ИИ процесс взаимодействия с пользователем становится более гибким: мы не ограничены формой вопроса, а смотрим именно на его содержание и учитываем контекст целиком», — отметила Виктория Берестова. Наконец, если добавить к модели механизм расширенной памяти диалога, появляется ощущение своеобразного проявления эмпатии со стороны ИИ, что повышает эффективность взаимодействия с пользователем на психологическом уровне. 

Эксперты отмечают, что при работе с нейросетевыми моделями и ИИ необходимо каждый полученный результат подвергать критическому анализу: является ли он частным, следствие ли это некой закономерности или, напротив, недоработки, с которой необходимо более детально разбираться.

«Как говорил Лев Клейн, если эксперимент не удался один раз, виноват эксперимент, два раза — экспериментатор, три — теория. Так что главное — не бояться экспериментировать: испытывать разные модели, пробовать подходы и сравнивать их между собой», — считает Борис Улитин.

В рамках форума «Территория будущего. Москва 2030» профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Комаров по приглашению Правительства Москвы выступил модератором лекции «Экономика будущего: заменит ли искусственный интеллект человека». Он рассказал о применении ИИ-инструментов в образовании. Например, нейросети помогают сгенерировать определенные сложные аналитические задания для оценки мышления студента и понимание им сути предмета. Участники дискуссии обсудили животрепещущий вопрос «кто останется без работы с развитием нейросетей?» и многое другое. Подробнее о сессии можно почитать здесь.

Вам также может быть интересно:

AI против AI: ученые создали нейросети для обнаружения сгенерированных вставок в текстах

Команда исследователей с участием Александра Ширнина из НИУ ВШЭ создала две модели для обнаружения в научных текстах частей, сгенерированных искусственным интеллектом. В системе AIpom соединены два типа моделей — декодер и энкодер. Система Papilusion подходит для распознания исправлений с помощью синонимов и кратких пересказов, сгенерированных нейросетью, в работе она использует модели одного типа — энкодеры. В перспективе подобные модели помогут в проверке оригинальности и достоверности научных публикаций. Статьи о системах Papilusion и AIpom опубликованы в цифровом архиве ACL Anthology.

Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные

Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.

«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»

Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.

Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности

«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.

«Оставаться конкурентным специалистом без применения нейросетей может стать нелегкой задачей»

Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь и продолжают стремительно развиваться. Неудивительно, что все чаще возникает вопрос, сможет ли однажды искусственный интеллект полностью заменить специалистов. О перспективах лингвистики в эпоху нейросетей рассуждает Даниил Осипов, кандидат филологических наук, доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ.

НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны

В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.

Красота в деталях: ученые Вышки и AIRI разработали метод высококачественного редактирования изображений

Исследователи Центра ИИ НИУ ВШЭ, AIRI и Бременского университета разработали новый метод редактирования изображений на основе глубинного обучения — StyleFeatureEditor. Он позволяет точно воссоздавать мельчайшие детали изображения и сохранять их при редактировании. С его помощью пользователи смогут изменять цвет волос или выражение лица без потери качества изображения. Результаты работы опубликованы на самой цитируемой конференции по компьютерному зрению CVPR 2024.

Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ

Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».

НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ

Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).

Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки

Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.