Расширять кругозор
С 5 по 10 октября в Высшей школе экономики прошла образовательная школа-семинар «Современные инструментальные методы экономической теории». О Школе, а также о подходах к формированию образовательных программ для молодых преподавателей и исследователей в Вышке рассказывает директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич.
— Мария Марковна, как появилась идея этой Школы?
— Началось все с того, что Вышка выиграла конкурс на проведение всероссийских молодежных научных школ, организованном в рамках Федеральной целевой программы подготовки кадров для инновационной России. Заявку на конкурс мы готовили совместно с Российской экономической школой, чьих профессоров мы решили пригласить в качестве преподавателей на будущую Школу. А если говорить о сути идеи в целом, она заключается в запуске регулярных академических программ повышения квалификации для наших преподавателей.
— Можно ли сказать, что по своему содержанию Школа была ориентирована на расширение кругозора слушателей?
— Пожалуй, да. И в данном случае речь идет не столько о расширении кругозора в аспекте преподавания, сколько в аспекте исследовательской деятельности. В рамках Школы читалось два курса — курс по эконометрике и по теории игр.
— Почему были выбраны именно эти предметы?
— Это дисциплины, в рамках которых дается крайне востребованный и нужный каждому экономисту инструментарий.
Кстати, параллельно с этой Школой проводился двухнедельный курс по количественным методам в социальных науках. Читал его Алексей Бессуднов (DPhil Candidate, Department of Sociology, Oxford University). В качестве слушателей мы пригласили не только экономистов и социологов, но и психологов, политологов, менеджеров. Идея такого разнородного состава в том, чтобы навыки, необходимые в междисциплинарных исследованиях, давались не на каждом отдельном факультете изолированно, а чтобы образовалась группа исследователей, которой будет интересно между собой общаться. Курс транслировался в наш пермский филиал.
— А кто мог участвовать в Школе? Есть какая-то связь с нашим кадровым резервом?
— Школа проводилась на всероссийском уровне. Был открытый конкурс, на который потенциальные участники присылали описания исследовательских проектов и CV. Мы набирали 25 человек на курс по эконометрике и столько же на курс по теории игр. В результате в число участников школы попали представители региональных вузов, преподаватели Вышки и филиалов, а также несколько студентов и аспирантов — в основном, из числа сотрудников научно-учебных лабораторий. География получилась широкая, уровень слушателей разный.
— В каком формате проводилась Школа?
— Утро начиналось с двух лекций, третьей парой шел семинар. После обеда мы организовали лекции, которые назвали «лекции по развитию академических навыков». Лекции профессоров Рубена Ениколопова, Сергея Гуриева, Сергея Измалкова были открыты для всех желающих и собрали массу народа. К сожалению, на лекциях о том, как подготовить статью и сделать грамотную презентацию, почти не было аспирантов. Зато студентов и преподавателей — с разных факультетов — собралось много.
Польза для участников от этих лекций была еще и в том, что можно было не только послушать, но и пообщаться с исследователями, которые реально занимаются передовой наукой.
— А по окончании Школы слушатели предоставляли какой-то продукт — проект статьи или еще что-то?
— По итогам Школы участники сдавали экзамен и получили сертификат об участии.
Будет ли что-нибудь подобное организовывать Вышка в ближайшее время?
— Я думаю, что прошедшие курсы — только начало программы по расширению академического кругозора молодых преподавателей. Мы постараемся сделать так, чтобы в Вышке постоянно что-то подобное проходило, чтобы у людей было больше возможностей выбора.
Впечатления участников Школы
Антон Пыжев, Сибирский федеральный университет: С этого года я преподаю эконометрику, поэтому Школа была для меня вдвойне полезна. Она позволила упорядочить в голове тот материал, который я уже знал. Также я смог найти для себя какие-то новые темы, это зацепки на будущее. Открытые лекции, безусловно, оказались очень полезными. Знания, полученные на них, позволяют формировать методологию преподавания и исследовательской деятельности.
Наталья Василенко, РГПУ им. А. И. Герцена: В Вышку я приезжаю уже второй раз. Два года назад я проходила здесь обучение на курсе по институциональной экономике. Поэтому в этот раз ехала целенаправленно, понимая, что меня здесь ждет. После курса по теории игр у меня появилось много идей не только по собственным исследованиям, но и по работе со студентами.
Софья Кисельгоф, ГУ-ВШЭ, Москва: У нас на курсе по теории игр аудитория слушателей была очень разнообразной — присутствовали не только экономисты самых разных направлений, но и математики, социологи, политологи. Благодаря этому дискуссии на занятиях были очень интересными. Режим работы Школы (занятия каждый день начинались в 9 утра) оказался достаточно напряженным, и приспособиться к нему удалось только к концу недели, но оно того стоило! Лично мне Школа дала мощный толчок не только к дальнейшим исследованиям, но и к самообучению.
Денис Стукал, ГУ-ВШЭ, Москва: Я преподаю на факультете политологии. На Школе посещал лекции и семинары по теории игр. В России культура формального моделирования политических процессов пока не сложилась. В учебных планах факультетов политологии в России курсы теории игр чаще всего отсутствуют. В лучшем случае студентам дают вводные разделы теории игр, оканчивающиеся на понятии равновесия Нэша. Школа позволила мне познакомиться с более «продвинутыми» разделами теории игр. Хотя мне и непросто было связать некоторые темы с проблемами академической политологии — сказалась экономическая ориентация школы. На будущее, думаю, стоило бы проводить занятия в менее плотном режиме, чтобы у слушателей оставалось больше времени на самоподготовку. Резюмируя, могу уверенно сказать, что Школа удалась!
Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова
Вам также может быть интересно:
Институт когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ создал дорожную карту молодого ученого
Дорожная карта молодого ученого — это интерактивный пошаговый план, в котором отражены основные этапы научной карьеры — от поступления в магистратуру до защиты кандидатской диссертации. Она создана в рамках проекта Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ «Я пошел в науку», который реализуется при поддержке Минобрнауки России.
Вдохновляющий опыт: представители Вышки приняли участие в съезде студенческих научных сообществ
Студенты Высшей школы экономики приняли участие в XII Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ во Владивостоке. Они поучаствовали в деловых и психологических играх, конкурсах, оформили Менделеевскую карту и познакомились с участниками из других вузов и городов.
Scientarium: как прошла первая в этом году школа молодого исследователя
Недавно в учебном центре Вышки «Вороново» состоялась школа молодого исследователя “Scientarium ” для представителей двух крупных и активных студенческих сообществ университета: «Научные кураторы» и «Республика ученых». За неполные три дня каждый участник узнал больше об академическом мире Вышки, получил навыки, необходимые в исследовательской деятельности и популяризации науки, по-новому взглянул на возможности развития, познакомился со множеством заинтересованных в науке студентов.
Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов
Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.
В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.
Живое общение и научная дискуссия: как прошла Школа молодых ученых Вышки
Умение донести свои идеи до других ученых — один из важных навыков современного исследователя. Для налаживания сотрудничества и создания междисциплинарных исследовательских проектов студентам разных научных направлений также необходимо умение выстроить коммуникацию. Эта тема стала одной из главных в ходе зимней школы инициативных молодых ученых, прошедшей в Огниково 9–11 декабря.
Молодые ученые ВШЭ расскажут о визуальном искусстве и будущем современной культуры
Проект «Университет, открытый городу» начинает цикл лекций «Новая зрелищность в визуальном искусстве» в культурном центре ЗИЛ. Как трансформируется кинематограф, какое место занимают видеоигры в современной культуре и почему культурные институции меняются под влиянием медиа — ответы на эти и другие вопросы прозвучат на лекциях. Кроме того, зрители смогут посмотреть и обсудить документальный фильм, режиссером которого стала доцент ВШЭ.
Факты о студентах в науке
Учебный процесс в ведущих вузах страны все более тесно связан с исследовательским. Ко Дню студентов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в российских вузах и конкретно в Вышке. Источниками данных послужили аналитический доклад «Российская молодежь: образование и наука», Мониторинг экономики образования, Мониторинг инновационного поведения населения, другие материалы ИСИЭЗ, а также результаты опросов Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
Сотрудники Вышки получили премии правительства Москвы для молодых ученых
Руководитель департамента больших данных и информационного поиска Владимир Подольский и доцент департамента прикладной экономики Елена Вакуленко отмечены за свои математические труды и исследования рынка труда соответственно.
Вышка учредила гранты имени Дмитрия Семенова для молодых зарубежных исследователей
Гранты будут присуждаться на конкурсной основе для прохождения стажировки в лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ и реализации совместных исследований.