• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработки ученых НИУ ВШЭ в области медицинских нейроинтерфейсов будут внедрены в клиническую практику

Разработки ученых НИУ ВШЭ в области медицинских нейроинтерфейсов будут внедрены в клиническую практику

© iStock

В Федеральном центре мозга и нейротехнологий Федерального медико-биологического агентства начинает работу Лаборатория медицинских нейроинтерфейсов и искусственного интеллекта для клинических приложений, созданная штатными сотрудниками Высшей школы экономики. Рассказываем, чем она будет заниматься и каких результатов планирует достичь.

Лаборатория создана в рамках проекта «Нейрокампус-2030», который реализуется консорциумом в составе Федерального центра мозга и нейротехнологий (флагманской научно-клинической организации, где проводят исследования патологий нервной системы и оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь), РНИМУ им. Н.И. Пирогова и Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Финансирование — из средств федеральной программы «Приоритет-2030» РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Заведующим лабораторией стал директор Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ Алексей Осадчий. Интерес к долгосрочному партнерству с Федеральным центром мозга и нейротехнологий и работе в «Нейрокампусе» на юго-западе Москвы он объясняет не только возможностью профессионального развития и дополнительного заработка для своих сотрудников (что тоже немаловажно, поскольку способствует сохранению и развитию уникального исследовательского коллектива), но и открывающимся доступом к клинической базе, то есть к пациентам.

Алексей Осадчий
© Высшая школа экономики

«За несколько лет работы в Центре биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ с учетом пожеланий медиков был разработан ряд технологий, в основе которых — методы картирования активности головного мозга, позволяющие получить представление о местонахождении отдельных функций коры. Эти технологии требуют трансляционных исследований и внедрения в клиническую практику», — рассказывает Алексей Осадчий.

Лаборатория будет работать по нескольким перспективным направлениям, одно из которых — апробация новых подходов к диагностике и лечению эпилепсии.

Для избавления пациента от эпилепсии, не поддающейся медикаментозному воздействию, в ряде случаев необходима операция по удалению зоны коры головного мозга, откуда начинается судорога. Перед операцией нужно максимально точно и в идеале без дополнительного хирургического вмешательства обнаружить такие зоны. Чтобы успешно это делать, в лаборатории планируется объединить различные методы функционального картирования мозга (магнитоэнцефалография, электроэнцефалография, позитронно-эмиссионная томография, магнитно-резонансная томография и др.), после чего хирурги в некоторых случаях смогут удалять эти зоны неинвазивно, то есть без вскрытия черепа.

Исследователям предстоит решить множество технических вопросов, связанных с оценкой эффективности различных методик и обобщением полученной информации. Они будут взаимодействовать с врачами, разъяснять им результаты своего анализа, а врачи, в свою очередь, будут высказывать свои пожелания, что им хотелось бы получить от исследователей. Планируется участие в консилиумах, детальное рассмотрение каждого случая. Итогом станет создание диагностической службы для пациентов с эпилепсией.

Еще одно направление работы лаборатории — апробация методов пассивного речевого картирования и разработка малоинвазивных систем для протезирования речевой функции, то есть создание «речевого протеза».

Не так давно ученые научились записывать активность мозга человека, произносящего слова в своем воображении, после чего было решено сделать следующий шаг — научиться декодировать эти слова. В Центре биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ при поддержке компании Huawei началась разработка соответствующей технологии, и теперь она будет продолжена также в Лаборатории медицинских нейроинтерфейсов и искусственного интеллекта для клинических приложений. Предстоит апробация «речевого протеза» в клинической практике.

Предполагается, что активность мозга будет считываться при помощи электродов — тонких спиц диаметром менее миллиметра, вставленных в определенную зону черепа и обеспечивающих доступ к сигналам активности мозга. Такую имплантацию электродов можно проводить даже под местным наркозом.

Результатом работы ученых НИУ ВШЭ в новой лаборатории станет не только клиническая апробация, но и — в ближайшей перспективе — сертификация, патентование и коммерциализация своих разработок. При наличии клинических кейсов не придется проводить их длительное тестирование и убеждать врачей в его необходимости. Финансирование лаборатории в рамках программы «Приоритет-2030» рассчитано на восемь лет, и за этот период, по мнению авторов разработок, обеспечить их коммерциализацию вполне реально.

«Открывая лабораторию в Федеральном центре мозга и нейротехнологий, мы замыкаем цикл разработки. С одной стороны, разрабатываем алгоритмы, методики, математические методы и апробируем их в клинике. С другой стороны, тесно общаемся с клиницистами, понимаем их задачи, их чаяния и учитываем это при разработке. В результате происходит взаимообогащение разработчиков и клиницистов, а пациенты получают более высокотехнологичную, в ряде случаев — более щадящую и более эффективную медицинскую помощь», — отмечает Алексей Осадчий.

Вам также может быть интересно:

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.

Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA

На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.