«Эти дети понимают нас с полуслова»
24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.
«Наши дети»
Попасть в "Сириус" можно было по итогам конкурса — на программу по математике он составил 12 человек на место, по информатике — 8 человек на место. К конкурсу допускались лишь дипломанты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и информатике соответственно, набравшие на олимпиаде не ниже определенного балла, также учитывались дипломы некоторых олимпиад из перечня Минобрнауки России (в том числе «Высшей пробы»).
«Нам удалось пригласить в «Сириус» детей, проявивших выдающиеся способности в области математики и информатики, — говорит декан факультета математики ВШЭ Владлен Тиморин. —Это наши дети, они нас понимают с полуслова, и именно таких абитуриентов мы хотели бы видеть в нашем университете».
«Благодаря введению квоты — не более 5 человек от региона — была исключена ситуация, при которой представители Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов-лидеров олимпиадного движения заняли бы большую часть мест», — подчеркивает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.
В соответствии со стандартами "Сириуса" участникам программы были оплачены перелет в Сочи и трансфер в Олимпийский парк, проживание, питание, обучение, культурная и спортивная программа. Благодаря этому программа оказалась доступной для талантливых детей из малообеспеченных семей.
Были созданы максимально комфортные условия: ребята жили в двух- или четырехместных номерах в отеле 4 звезды на берегу моря, с шестиразовым питанием «шведский стол». За организацию их досуга, безопасность и комфорт отвечали профессиональные кураторы, что позволило преподавателям полностью сосредоточиться на учебном процессе.
Преподаватели
Для смены в «Сириусе» Высшая школа экономики сформировала команду лучших преподавателей факультета математики и факультета компьютерных наук. Все они имеют большой опыт работы со школьниками, увлеченными математикой и компьютерными науками. Руководили сменой декан факультета математики Владлен Тиморин и декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев.
В роли учебных ассистентов выступали студенты факультета математики и факультета компьютерных наук ВШЭ, имеющие опыт работы в школьных кружках. Они принимали задачи, проводили внеурочные мероприятия, требующие знаний математики и информатики (например, квесты), делились опытом написания курсовых работ, учили отвечать на каверзные вопросы по своим предметам.
«Из-за небольшой разницы в возрасте детям с нами проще общаться, чем с преподавателями, всегда можно подойти с вопросами, — говорит Ирина Назарова, первокурсница совместного бакалавриата ВШЭ и Центра педагогического мастерства. — Не раз были вопросы, которые ставили нас в тупик, и приходилось хорошо подумать, прежде чем ответить».
Занятия
Информатика и математика — взаимосвязанные науки, и, как правило, школьники, увлекающиеся математикой, с удовольствием программируют, а в компьютерных науках нечего делать без серьезной математической подготовки. Так что первые девять дней для участников программы по математике и для участников программы по информатике проводились единые профориентационные занятия. Затем два потока были разделены, и десятиклассники углубились в выбранную науку.
Несмотря на то, что все участники программы намерены побеждать на Всероссийской олимпиаде школьников и в следующем году, когда будут учиться в 11 классе, главной задачей программы отнюдь не была их подготовка к интеллектуальным состязаниям.
«Для этого есть другие летние школы, а мы стремились показать ребятам красоту математики и компьютерных наук, поддержать у них интерес к этим направлениям, помочь в выборе профессии, — считает начальник отдела математического образования факультета математики ВШЭ Наталья Походня. — Они увидели методы работы преподавателей Вышки, познакомились с нашими студентами. И, конечно, изучили сложные темы, которые не проходят в школе, потренировались в решении сложных задач, что наверняка пригодится им в будущем. Были и занятия, которые ребята воспринимали скорее как интеллектуальное развлечение: на программе по математике устроили математические бои, по информатике — хакатон, конкурс на разработку лучшего мобильного приложения».
Что дальше?
Преподаватели ВШЭ планируют и дальше поддерживать участников майской программы в «Сириусе».
«Уверен, эта программа послужит хорошим стимулом для их дальнейшего профессионального развития, — отмечает директор Центра студенческих олимпиад факультета компьютерных наук ВШЭ Михаил Густокашин. — Мы дали им много сложных задач, чтобы хватило как минимум на лето, рекомендовали онлайн-курсы, каждому объяснили индивидуально, что из теории нужно изучить дополнительно. Будем и дальше поддерживать с ними связь — консультировать онлайн, подсказывать, направлять. Со многими из этих детей мы увидимся в следующем году, когда они поступят в Вышку».
О своих впечатлениях рассказывают участники майской смены «Сириуса».
Наталья Стрекаловская, ученица школы № 7, Красноярск, направление «Информатика»
С начальных классов я увлекалась математикой, а потом у нас стал вести курс программирования выпускник нашей школы, который поучился в ВШЭ и вернулся в Красноярск. Поучилась у него и поняла, что хочу этим заниматься.
Информацию о смене, которую проводит ВШЭ, я увидела на сайте «Сириуса» — искала что-нибудь интересное на май-июнь. Я спортивный программист, участвую в олимпиадах, побеждала на «Высшей пробе», на региональном туре Всероссийской олимпиады школьников по информатике, а на заключительном чуть не хватило баллов.
Для меня эта смена — прежде всего, профориентация. И хотя я уже решила, что стану программистом, о тонкостях этой профессии знаю мало. Интересно было узнать, что происходит в разных областях программирования, о машинном обучении и нейронных сетях, о промышленном программировании.
Смена в «Сириусе» очень похожа на учебу, но это все-таки не учеба в привычном понимании. Нас водят на фильмы, даже на английском языке, я ездила на фортепианный концерт в Парк науки и искусства, потому что люблю классическую музыку. Еще здесь можно ходить в бассейн, развлекаться, отдыхать. В море, правда, нам купаться не разрешали, зато возили в Сочи, на Платановую аллею — посмотреть на «поющие фонтаны».
Поступать хочу в Санкт-Петербургский академический университет, а работать — программистом в Яндексе. Была в офисе Яндекса в Москве, мне там понравились условия, созданные для сотрудников, и там варят очень вкусный кофе.
Андрей Головацкий, ученик гимназии № 93, Уфа, направление «Информатика»
В «Сириус» я мечтал попасть давно и о Вышке много слышал как о вузе, где хорошо учат математике и информатике. К тому же весенняя смена — это возможность пропустить учебу в гимназии и позаниматься только тем, что тебе нравится, тем более что гимназия не возражала. В нашем классе всем предложили подавать сюда заявки, но прошли только три человека, еще двое — из других школ Уфы.
За пару дней мы акклиматизировались, потом была общая программа для всех — мы вместе и задачи по математике решали, и учились программировать на Python. Но к концу смены я перестал понимать, что проходят математики, и у нас информатика тоже стала сложной, много алгоритмов, но я справлялся. Интересная культурная программа - игры, квесты, «Что? Где? Когда?», концерты, нас даже на хоккей сводили и устроили встречу с космонавтом. Кормили хорошо. В «Сириусе» вообще все прекрасно.
Для меня эта смена — прежде всего, подготовка к олимпиадам. Хорошо бы поступить в вуз без экзаменов, в Вышку или Физтех, да и вообще хочется на олимпиадах побеждать. Многих преподавателей я знаю по другим летним школам, из них самый выдающийся — Алексей Данилюк, третьекурсник факультета компьютерных наук Вышки, победитель международных онлайн соревнований по информатике, очень интересный человек, делился с нами опытом. Еще устраивали встречи с представителями компании «Сибур» — для профориентации, и с редактором сайта о школьных олимпиадах, для общего развития тоже интересно.
Софья Сукманюк, ученица гимназии № 92, Краснодар, направление «Математика»
В гимназии у меня лингвистический профиль, но мне нравится математика, и у нас ее хорошо преподают. О смене в «Сириусе» я узнала от учителя математики — попасть в «Сириус» очень престижно, здесь можно получить новые знания и познакомиться с интересными людьми. А о Вышке мне много рассказывала подруга, которая живет в Москве и учится в Лицее ВШЭ, так что я очень хотела пообщаться со студентами и поучиться у преподавателей ВШЭ.
Почти все темы, которые мы изучали по математике в «Сириусе», для меня оказались новыми — наверное, это уровень первого курса вуза, довольно сложно. Некоторые моментально все схватывают, понимают и сразу же начинают решать задачи, а мне нужно посидеть, подумать, разобраться. Свободного времени остается очень мало — хотелось бы больше, а то не успевала поговорить о том, что не связано с математикой. Все здесь из разных городов, интересно узнать, как там живут.
Все преподаватели мне понравились, особенно Андрей Сергеевич Трепалин, исследователь из Лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений ВШЭ. Он классно играет на гитаре и поет — никогда бы не подумала, что преподаватель математики так умеет. Еще был дуэт — он играл на гитаре, а другой преподаватель — Игорь Витальевич Нетай — на скрипке. Мне также понравилось, что с нами занимались не только преподаватели, но и студенты — очень приятные ребята, сразу видно, что в Высшей школе экономики их хорошо учат. И они не строят из себя «крутых», очень открытые и дружелюбные.
Павел Колесников, ученик московской школы № 1580, Одинцово Московской области, направление «Математика»
Я живу в Подмосковье, а учусь в Москве, на дорогу каждый день уходит в общей сложности три часа. Наш преподаватель информатики, который одновременно преподает в Лицее ВШЭ, рассказал о смене в «Сириусе» и посоветовал поучаствовать в конкурсе. Мне это показалось интересным, поскольку можно узнать о разных аспектах современной математики, которые в школе не изучают, подготовиться к олимпиадам, пообщаться с интересными людьми из ВШЭ и с умными ребятами из разных концов страны. В школе к моему участию в смене отнеслись хорошо и зачли «автоматом» экзамены по математике, информатике и физике за 10 класс.
В «Сириус» я ехал с надеждой отоспаться, но в полной мере ее реализовать не удалось, и хотя я не очень устаю, времени на сон остается мало. Три недели прошли быстро — сейчас кажется, что только вчера приехал. Многие темы по математике оказались незнакомыми, и некоторые из них очень заинтересовали. Особенно понравилась проективная геометрия — в школе мы ее не изучали. С помощью проективной геометрии можно решать задачи разных олимпиад, так что она мне еще пригодится.
В «Сириусе» прекрасные бытовые условия, кормят вкусно, из окна видно море и горы, у меня отличный сосед из Пензы. Большая разница даже с «Артеком», где по восемь человек в комнате живут, двухъярусные кровати и в душ очереди. Но самое главное здесь — высокий уровень преподавателей. Я бывал в разных профильных лагерях, и там чаще всего давали обычную информацию школьного уровня.
И еще нравится, что здесь ничто не отвлекает от математики — например, уроков обществознания нет.
Максим Гудзикевич, ученик гимназии № 9, Екатеринбург, направление «Математика»
Еще в пятом классе я увлекся математическими боями — ездил на них в Челябинск, где проводится ежегодный турнир. Потом стал участвовать в других математических боях, в олимпиадах по математике. У нас в гимназии есть математический кружок, который ведет один учитель, и если кто-то побеждает на олимпиадах, то только благодаря ему.
Как только в Сочи открылся «Сириус», туда начали ездить мои знакомые, отзывались очень хорошо — и условия на высоком уровне, и образование высший класс. И я понял, что мне тоже нужно сюда попасть. В этом году посчастливилось победить на региональном этапе Всероса по математике, подал заявку и оказался здесь.
«Сириус» оказался очень большим — тут южная природа, лягушки квакают, скворцы поют. В столовой мне особенно понравились вафли с джемом. Еще понравилось, что можно ходить на спортплощадки с тренажерами. Занятия для математиков были двух видов: лекции и решение задач. На лекциях нам рассказывали, как математика применяется в жизни, почему она важна, где востребована, и, конечно, объясняли теорию. Есть общий рейтинг, где видно, кто сколько баллов набрал за решение задач, и каждый стремится пробиться повыше. На этой смене не готовят к олимпиадам, а учат новым подходам, новым методам решения задач. Если что-то непонятно, всегда можно подойти к преподавателям или студентам и задать вопросы.
Задачи по математике я решаю неплохо, умею программировать, так что в будущем хочу заниматься вопросами кибер-безопасности. Куда поступать, пока не задумывался, — наверное, поеду в Москву: в МГУ, Физтех или Высшую школу экономики.
Аржанцев Иван Владимирович
Декан факультета компьютерных наук
Густокашин Михаил Сергеевич
Директор Центра студенческих олимпиад
Нетай Игорь Витальевич
Научный сотрудник Лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений
Походня Наталья Витальевна
Начальник отдела математического образования
Протасевич Тамара Анатольевна
Директор Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися
Тиморин Владлен Анатольевич
Декан факультета математики
Трепалин Андрей Сергеевич
Научный сотрудник Лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений
Вам также может быть интересно:
Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior
Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.
Региональные кейс-чемпионаты школьников прошли в 32 субъектах Российской Федерации
В состязаниях приняли участие более 4 тысяч старшеклассников и студентов колледжей и техникумов в составе 1252 команд. Победителями стали 122 команды (67 в кейс-направлении, 55 в бизнес-направлении), призерами — 331 команда, десятки команд отмечены в специальных номинациях партнеров. В пяти регионах — Московской области, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике и Краснодарском крае — кейс-чемпионаты состоялись впервые.
Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня
Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО
О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.