«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»
С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.
В рамках соревнования перед участниками стояла задача с помощью LLM и иных алгоритмов машинного обучения создать ИИ-ассистента, который поможет студентам-программистам и разработчикам при решении задач на языке Python понять, где была допущена ошибка в коде, и предложит поэтапные разъяснения и рекомендации для ее устранения без явного предоставления исправленного кода.
Соревнование длилось семь дней, из которых пять — в онлайн-формате на платформе DS Works от провайдера облачных технологий Cloud.ru. Открытие и заключительный день проходили в корпусе ВШЭ на Покровском бульваре.
К защите проектов были допущены 16 команд, которые вошли в топ рейтинга по результатам количественной метрики, полученной их решением.
В состав жюри вошли эксперты из Центра искусственного интеллекта, базовой кафедры Сбера «Финансовые технологии и анализ данных», преподаватели факультета компьютерных наук и проекта Data Culture.
Победу одержала команда «МИСИС Computer» из Университета науки и технологий МИСИС. Второе место заняла команда MMG из Финансового университета при Правительстве РФ. Бронзу завоевала команда Selling Pandas, состоящая из студентов первого курса программы «Прикладная математика и информатика» ФКН ВШЭ. Призеры получили денежные призы в размере 250 000, 200 000 и 150 000 рублей соответственно.
Проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин и руководитель Центра искусственного интеллекта Алексей Масютин наградили победителей и поделились мнением о прошедшем хакатоне.
Сергей Рощин
— Высшая школа экономики развивается так, чтобы отвечать на вызовы, которые происходят в технологиях, в бизнес-процессах и различных сферах человеческой жизни. Большой цифровой мир — это новая реальность, в которой мы должны учиться жить, взаимодействовать с технологиями искусственного интеллекта. Именно поэтому мы активно выстраиваем образование так, чтобы у нас абсолютно все студенты вне зависимости от направления подготовки осваивали цифровые компетенции. Высшая школа экономики — признанный лидер по подготовке кадров в сфере ИИ. Но мы идем дальше и ставим перед собой более амбициозные задачи, в том числе автоматизировать рутинные задачи, связанные с разработкой технологий ИИ. Мы выбрали формат хакатона, потому что он позволяет студентам проверить и проявить себя, решая важные и новые задачи. Участники соревнования целую неделю разрабатывали решение, и за это время, я уверен, им удалось не только найти достойное решение, но и приобрести опыт, развить свой человеческий капитал. И полученные результаты — это вклад в наше цифровое будущее.
Алексей Масютин
— “HSE AI Assistant Hack: Python” уникален тем, что объединяет несколько важных сфер Вышки: обучение цифровым навыкам студентов любых направлений и создание ИИ-помощников, в том числе в образовательном процессе.
В этот раз нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение.
Участники имели возможность адаптировать языковые модели, чтобы шаг за шагом помогать студенту разбираться в проблеме при написании кода, а не просто предлагать готовое решение.
По результатам защит были предложены варианты и с обогащением синтетическими данными, и с продвинутым промт-инжинирингом, и с RAG-подходами, и даже с дообучением LLM. Это превзошло наши ожидания.
Мы намерены использовать лучшие решения для внедрения в Smart LMS ВШЭ и предоставить ИИ-помощника как для студентов, так и для преподавателей при изучении Python.
Впечатлениями также поделились команды, занявшие призовые места.
Первое место — команда «МИСИС Computer»
— Хакатон получился очень классным, у нашей команды большой опыт участия в хакатонах, и мы не понаслышке знаем, что такое качественная организация. На этом хакатоне получилась действительно отличная организация, хороший лидерборд, понятные метрики и самое главное — активные организаторы и эксперты, которые оперативно отвечали на вопросы и были на связи. Отдельное спасибо Максиму — за открытость и крутую экспертизу по задаче. Результаты хакатона не пройдут мимо ВШЭ, организаторы собираются внедрять лучшие решения в системы университета. Спасибо организаторам, экспертам и участникам за такое интересное состязание! Мы еще вернемся!
Второе место — команда MMG
— Наша команда с большим удовольствием участвовала в прошедшем хакатоне. Особенно порадовало, что он был технический и исследовательский, без бизнес-компонента, а также что поставленная задача была очень актуальной и востребованной. Несмотря на то что для большинства из нас такое глубокое погружение в работу с LLM было впервые, мы успешно справились, освоили новые технологии и получили ценный опыт.
Для нас было честью представлять Финансовый университет на этом мероприятии. Отдельную благодарность хотим выразить организаторам за их постоянную поддержку. Они быстро устраняли любые возникающие сложности и всегда были на связи, что создало комфортные условия для работы. Мы рады, что смогли принять участие в этом хакатоне и занять столь высокое место!
Третье место — команда Selling Pandas
— Это был первый для нас хакатон, состоящий, по сути, полностью из применения fine-tuning LLM (больших языковых моделей). Было непросто, но именно такие соревнования приносят наибольшее удовольствие, когда тебе нужно за ограниченное время создать решение в практически новой для тебя области.
Под конец хакатона даже не хотелось, чтобы он заканчивался, так как были еще идеи, которые мы не успели воплотить в жизнь. Также очень порадовала организация хакатона: всегда предоставляли четкую информацию и оперативно отвечали на все вопросы. Очень рады, что нам удалось занять призовое место.
Вам также может быть интересно:
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Международный хакатон в нижегородской Вышке: новые решения экологических проблем
В НИУ ВШЭ — Нижний Новгород прошел международный онлайн-хакатон, посвященный решению экологических проблем. С помощью искусственного интеллекта и компьютерного зрения студенты из России и Белоруссии разрабатывали инновационные решения для сегментации изображений, предиктивного моделирования (прогнозирование будущего на основе данных из прошлого) выбросов и создания чат-ботов для заповедников и национальных парков.
«Экспром(п)т»: Вышка провела первый в России хакатон по промпт-инжинирингу
23 и 24 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ состоялся первый в стране хакатон по промпт-инжинирингу «Экспром(п)т». Он собрал участников не только из Москвы и области, но из Волгограда, Нижнего Новгорода, Орла, Казани, Екатеринбурга, Воронежа, Улан-Удэ и других городов. Партнерами соревнования выступили «Яндекс Образование», Yandex Cloud, КРОК, X5 Tech, Сбер, Академия искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а также GPT4Telegrambot.
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
НИУ ВШЭ запускает серию хакатонов с брендами
1 и 8 декабря Школа дизайна Вышки организует два хакатона. На первом предлагается создать витрину для чайного бренда «Травки». На втором — разработать айдентику для вымышленного сериала на «Кинопоиске». В интенсивах могут принять участие студенты Высшей школы экономики и все желающие, освоившие курс коммуникационного дизайна.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.