• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Москве состоялся финал «Высшего пилотажа», первый этап которого впервые провели регионы

Заключительный этап конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» для старшеклассников завершился в Высшей школе экономики. Участие в конкурсе — отличная возможность для тех, кто делает первые шаги в науке и проектной деятельности, получить профессиональную экспертную оценку своей работы.

В этом учебном году он был проведен по 21 направлению, в том числе впервые — по направлению «Урбанистика: городское планирование».По пяти направлениям очный этап прошел еще в феврале в формате конкурса-конференции «Intel-Авангард» при поддержке компании Intel (в нем приняли участие 188 человек). По самому популярному направлению «Дизайн» (252 участника), как обычно, проводился только заочный этап, а при необходимости с авторами работ проводили собеседование по скайпу.

По остальным направлениям финалисты защищали свои исследования и проекты перед экспертной комиссией в Высшей школе экономики. Некоторые защиты впервые проводились по видеоконференцсвязи. Общее число финалистов конкурса по всем направлениям превысило 700 человек.

Регионы начинают и выигрывают

В этом году была изменена модель проведения конкурса. Раньше отборочный этап проводился только дистанционно, теперь — еще и в формате очных региональных конкурсов. Их организуют партнеры университета при его организационной и методической поддержке.

«Высший пилотаж – 2019»

3 500участников
77регионов России
13стран ближнего зарубежья
278человек получили приглашения на заключительный этап

«Мы провели подробные консультации для коллег, разъяснили общие требования к организации конкурса, к содержанию и оценке работ, — отмечает директор по профориентации и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ Тамара Протасевич. — Общим требованием, например, является недопустимость плагиата, наличие сайта, обязательность регистрации. При этом партнеры самостоятельно определяют направления конкурса, формируют состав оргкомитета, экспертной комиссии, определяют дипломантов — это и многое другое придает региональным конкурсам автономный характер».

Большинство организаторов региональных конкурсов — школы, входящие в Университетский образовательный округ НИУ ВШЭ.

Это хороший пример сетевого взаимодействия, когда ресурсы разных образовательных организаций объединены для достижения общих целей

В этом году отборочные очные конкурсы прошли в 10 регионах России, на них было представлено 463 работы.

Методические новинки и обмен опытом

Во Владивостоке конкурс «Высший пилотаж — регион» был проведен на базе школы-интерната имени Н.Н.Дубинина для одаренных детей.

«Чтобы о конкурсе узнали как можно больше старшеклассников, мы рассылали письма по школам всего Дальневосточного федерального округа», — рассказывает Елена Зеленина, научный руководитель интерната. — Наше учебное заведение имеет большой опыт проведения конкурсов для школьников. ”Высший пилотаж” отличается от многих других жесткими требованиями — прописана каждая деталь».

Из направлений конкурса были выбраны особенно актуальные для Приморского края, интересные и для школьников, и для вузов, из которых привлекались экспертов.

”Высший пилотаж” для отдаленных регионов — хорошая возможность включиться в общероссийское образовательное пространство

В Красноярске конкурс прошел на базе гимназии № 4, где есть базовый класс Высшей школы экономики. Заместитель директора этой гимназии Анастасия Шадр — студентка магистерской программы НИУ ВШЭ «Управление образованием».

«Мы получили проекты и исследования из многих районов Красноярского края — от Дудинки до Ужура, — рассказывает она. — У нас огромные расстояния, приехать в Красноярск может не каждый, так что многие ребята защищали работы по скайпу. «Высший пилотаж» — это, прежде всего, выявление одаренных детей. Для нас также важны методические новинки из Высшей школы экономики, обмен опытом с коллегами».

На заключительный этап конкурса «Высший пилотаж» в Москву приехали не только организаторы региональных конкурсов этого года, но и желающие последовать их примеру специалисты из других регионов. По прогнозам Тамары Протасевич, количество региональных конкурсов в следующем году может удвоиться.

Одна школа — три победителя

Сразу три победителя конкурса «Высший пилотаж» — ученики небольшой московской частной школы «Муми-Тролль». На заключительном этапе их сопровождала Мария Жидкова — сотрудница школы, отвечающая за участие учеников во всевозможных олимпиадах и конкурсах. «В старших классах все наши ученики выполняют проектные или научные работы, — поясняет она, — и мы стараемся, чтобы они «выходили на внешний рынок», получали экспертную оценку своих работ и, возможно, бонусы при поступлении в вузы».

Александра Чернова (направление «Урбанистика: городское планирование») исследовала московский район «Сокол» — понимают ли его жители и жители соседних районов, где находятся его границы и как это понимание можно использовать в городском планировании.

Таисия Кондратьева (направление «Социология») провела полевое исследование в старообрядческом селе Нижегородской области, где живут представители четырех религиозных групп: каковы их взгляды на религию, как они взаимодействуют друг с другом.

Егор Васин (также направление «Социология»), используя метод фрейм-анализа, изучал, как люди конструируют воображаемую реальность во время словесных ролевых игр. «На конкурсе было интересно послушать другие доклады, — отмечает он, — и для нас это хорошая практика. Организаторы и эксперты — приятные люди, к участникам относятся дружелюбно».

Парковки и электронные услуги

Данил Черник, девятиклассник из Воронежа, и Аида Фазуллина, одиннадцатиклассница из Казани, стали победителями по направлению «Управление в государстве и бизнесе». Данил сначала принял участие в региональном конкурсе, где также получил диплом первой степени.

Работа Данила посвящена организации городских парковок в Воронеже, Аиды — электронным государственным услугам в Татарстане.

«Я не верил, что удастся победить на конкурсе, но в меня верил папа — говорил, что все будет нормально, — рассказывает Данил. — На защите мне задавали вопросы, к которым я был готов, — о возможностях использования в Воронеже московского опыта парковок».

«А я рассчитывала на высокий результат, — говорит Аида. — Конечно, было волнение перед выступлением, но смогла его перебороть. Вопросы жюри мне показались разумными и логичными — например, меня спросили, с какими проблемами при использовании электронных услуг могут столкнуться молодые люди. Теперь собираюсь представить свой проект Министерству информатизации и связи Республики Татарастан».

Из Находки в Москву

Десятиклассница Ксения Миргородская из дальневосточной Находки заняла второе место сначала на конкурсе «Высший пилотаж — Владивосток», затем на заключительном этапе конкурса «Высший пилотаж» в Москве по направлению «Медиакоммуникации». Ее работа посвящена герою поэмы Константина Симонова «Сын артиллериста».

«Герои поэмы майор Деев, майор Петров и лейтенант Петров — реальные люди, — рассказывает она. — Настоящее имя лейтенанта Петрова — Иван Лоскутов, после войны он жил во Владивостоке, на его доме установлена мемориальная доска. Чтобы восстановить историю его жизни, я работала в архиве Приморского музея имени Арсеньева, анализировала фотографии, документы, в том числе переписку Симонова с Лоскутовым».

Чтобы представить работу на заключительном этапе конкурса, девушка потратила в общей сложности 15 часов на дорогу до Москвы.

«Я люблю писать научные работы, в подобных конкурсах участвую с третьего класса, — говорит Ксения. — В Высшую школу экономики попала впервые и теперь, конечно, рассматриваю этот университет как вариант для поступления. После защиты работ можно было пообщаться со студентами, которые учатся на разных образовательных программах, и узнать об особенностях учебы в Вышке из первых уст».

Что дальше?

Победители и призеры конкурса в этом и в следующем году получат до 5 баллов за индивидуальные достижения, которые суммируются к конкурсным баллам при поступлении на программы бакалавриата и специалитета НИУ ВШЭ. Соответствие направлений конкурса и образовательных программ можно найти здесь.

Из числа тех, кто принял участие в конкурсе «Высший пилотаж» в прошлом учебном году, студентами НИУ ВШЭ стали 84 человека. Более 32% дипломантов конкурса использовали полученные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в университет.

Вам также может быть интересно:

Стартовал прием заявок от школьников и студентов на Всероссийский конкурс проектов с открытым кодом — 2025

Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ) открыло прием заявок на новый сезон Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом. К участию приглашаются школьники и студенты вузов и колледжей, которые разрабатывают собственное программное обеспечение с открытым кодом или участвуют в доработке и развитии уже существующих проектов. Регистрация открыта до 1 марта 2025 года на сайте.

Состоялся финальный этап Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»

Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» — совместный проект НИУ ВШЭ и 15 ведущих вузов России. Интеллектуальное состязание проходит при поддержке Российской академии наук и Министерства науки и высшего образования РФ. Стратегическим партнером выступает VK Education.

«Экологическое мышление становится нормой современного человека»

В конце ноября московские школьники — участники проекта «МосЭкоШкола» представили проекты для экологичной столицы. Старшеклассники продемонстрировали свое видение будущего экологичного мегаполиса и отразили собственный вклад в его создание. Организаторами конкурса выступили Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы и Институт экологии НИУ ВШЭ.

Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior

Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.

Региональные кейс-чемпионаты школьников прошли в 32 субъектах Российской Федерации

В состязаниях приняли участие более 4 тысяч старшеклассников и студентов колледжей и техникумов в составе 1252 команд. Победителями стали 122 команды (67 в кейс-направлении, 55 в бизнес-направлении), призерами — 331 команда, десятки команд отмечены в специальных номинациях партнеров. В пяти регионах — Московской области, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике и Краснодарском крае — кейс-чемпионаты состоялись впервые.

Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня

Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.

«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров

Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.

Обучающая программа для участников конкурса «Высший пилотаж» стартует 10 октября

Продолжается регистрация на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», который в этом учебном году проводится десятый раз. Число прошедших регистрацию на отборочный этап конкурса в дистанционном формате уже превысило 11 тысяч человек. Оргкомитет приглашает на серию обучающих вебинаров, которая начнется 10 октября.

Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО

О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.

«Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ»: школьники из Узбекистана в Вышке

Вышку посетили учащиеся академического лицея International House Tashkent  при НИУ ТИИИМСХ (Узбекистан) — участники образовательного проекта «Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ». Проект инициирован и реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2022 года в сотрудничестве с факультетами НИУ ВШЭ и зарубежными общеобразовательными учреждениями. В этом году программу подготовили факультеты компьютерных наук, мировой экономики и мировой политики, экономических наук, Школа дизайна, Высшая школа бизнеса и Международный институт экономики и финансов.