На летней школе ребята играли в наполеоновские войны и писали конституцию
Впервые в Высшей школе экономики прошла Летняя профильная школа для старшеклассников распределенного лицея, базовых и партнерских школ Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ. Занятия проходили в учебном центре «Вороново» с 8 по 16 августа 2015 года. Участниками школы стали ученики 9-11 классов из разных регионов России.
Лекции, деловые игры, дебаты и экскурсии — далеко не полный перечень активностей, в которых принимали участие школьники. Каждый день был посвящен одной из дисциплин: юриспруденции, политологии, международным отношениям, истории, экономике и менеджменту. За неделю ребята успели организовать предвыборную кампанию, написать сценарий работы с потребителем и даже подготовить проект конституции вымышленного государства. Участники школы работали как в командах, состав которых постоянно менялся, так и индивидуально. Мероприятия начинались с самого утра и заканчивались поздним вечером. Такая интенсивность, по мнению организаторов, только добавила школьникам азарта, они научились быстро анализировать причины побед и поражений, менять на ходу тактику поведения. Ежедневно в первой половине дня ребята слушали тематические лекции преподавателей НИУ ВШЭ, а сразу после этого пробовали применять полученные знания на практике.
«Наша позиция: знать — значит, уметь сделать. Это то, чему учат студентов в Вышке, и это главный принцип работы нашей школы. Мы учили ребят пользоваться лекционным материалом не для того, чтобы воспроизвести услышанное и получить оценку, а для того, чтобы воспользоваться знанием в реальности, в нашем случае — решить общую командную задачу, — рассказывает эксперт дирекции общего образования НИУ ВШЭ Денис Лозинг. — Иногда школьники рассуждают так: «я математик и гуманитарные предметы мне не важны» или «я будущий историк и не буду уделять много времени изучению экономики». Участвуя в нашей школе, дети с подобной позицией пересматривают свое отношение к наукам, не касающимся выбранного ими направления. Например, ребятам, ориентированным на гуманитарные предметы, мы показываем, что математика присутствует в каждой сфере нашей жизни. А знание гуманитарных предметов обогащает людей с техническим складом ума. Кроме того, мы стимулируем школьников делать осознанный выбор профессии и университета, они понимают, какие пробелы в знаниях нужно восполнить для достижения своих личных и профессиональных целей. Помогаем им развить аналитические и организаторские способности, приобрести навыки планирования, прогнозирования и учим отстаивать свою точку зрения».
Участников отбирали по конкурсу. В качестве заявки рассматривалось эссе «Я и моя будущая профессия. Как стать профессионалом?» и успехи претендентов, в том числе, результаты олимпиад, участие в конференциях, средний бал ОГЭ. Лучшие получили приглашения в «Вороново». А в конце обучения школьникам вручили сертификаты, которые могут стать хорошим дополнением к их персональному портфолио. Но и не это главное, отмечают организаторы. Перед отъездом домой каждый школьник написал план своего развития на ближайшие два года. «Это отличная мотивация для самообразования и личностного роста», — говорит Денис Лозинг.
В этот раз Высшая школа экономики приняла у себя на площадке 70 школьников. В следующем году число участников будет увеличено. В планах — расширить сеть партнерских школ НИУ ВШЭ по всей стране с 253 до 450. Ожидается, что в дальнейшем учащиеся смогут на постоянной основе принимать участие и в проекте факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ «Интернет-школа».
«Если такая многосторонняя система работы со школьниками будет непрерывной, то со временем у нас появится не только база лучших образовательных учреждений России, но и старшеклассников, фактически готовых к учебе в передовых вузах страны», — уверены организаторы.
А вот что рассказали о своих впечатлениях участники летней школы этого года.
Варвара Минеева
9 класс, МОУ лицей №7, г. Саранск, Республика Мордовия
Каждый день мы сталкивались с разными задачами, ни одна из них не повторилась. Запомнилось участие в двух видах дебатов. Сначала защищали проект конституции игрового государства. А затем всей командой создавали предвыборную программу кандидата и выбирали лидера партии, который ее презентовал. Поскольку я мечтаю стать дипломатом, очень яркие впечатления у меня остались после штабной игры «Наполеоновские войны». Школа помогла мне лучше понять себя. Окончательно определиться с выбором будущей профессии теперь станет легче.
Кирилл Толкачев
11 класс, лицей № 230, г. Заречный, Пензенская область
Я впервые нахожусь в таком большом коллективе детей, собравшихся из разных уголков России. Мне было очень приятно со всеми общаться.
Преподаватели Вышки прочитали нам увлекательные лекции. Бывали моменты, когда мы что-то не понимали, и нам приходилось добывать знания самим. Так мы получили практические навыки поиска информации. Одной из самых запоминающихся была штабная игра «Наполеоновские войны». Здесь каждый смог понять свою роль в коллективе, а лидер выявлялся сам по мере решения стратегических задач. Пока я не определился с будущим направлением своей учебы. Скорее всего, это будут международные отношения либо государственное и муниципальное управление. Думаю, теперь я точно сделаю правильный выбор.
Камилла Гареева
11 класс, лицей №2, г. Альметьевск, Республика Татарстан
Я хочу стать филологом, но мне интересно постоянно расширять свой кругозор, поэтому я выбрала эту школу. И не пожалела. Например, у меня было предвзятое отношение к экономике. Мне казалось, что для моей будущей специальности знания в этой области не так важны и шансов развиваться в этом направлении у меня нет. После лекции « Чем занимаются экономисты, и как экономика помогает улучшить мир» я поняла, что была не права. Экономика меня увлекла.
Мы сразу включались в атмосферу университетской жизни. Например, когда тебе читают лекцию, ты уже сам выбираешь, что записывать. Это очень полезно, теперь я знаю, к чему готовиться при поступлении в вуз.
Кроме лекций и работы в аудиториях мы участвовали в экскурсиях. Так, мы посетили музей-заповедник «Бородинское поле» и побывали в корпусе НИУ ВШЭ на Мясницкой улице в Москве.
Егор Алексеев
10 класс, лицей №4, г. Рязань
Мне всегда хотелось попробовать себя в разных дисциплинах: экономике, праве и политологии. В той или иной степени знания по этим предметам пригодятся мне в будущей работе. На летней школе в Вышке мы постоянно были чем-то заняты. Думал, быстро устану, но этого не произошло. Занятия оказались очень полезными. Все это время нас учили ставить цели и их добиваться.
За эти дни я больше узнал о Высшей школе экономики. Например, что в ее составе есть факультет компьютерных наук. Мне понравилось, что изучение компьютерных дисциплин, естественных и точных наук здесь сочетаются с бизнес-образованием. Возможно, буду рассматривать этот факультет при поступлении.
Конечно, очень жаль, что школа так быстро закончилась. Со многими ребятами надеюсь встретиться уже в качестве студентов Вышки.
Даниил Иванов
10 класс, лицей №44, г. Чебоксары, Чувашская республика
Я выбрал социально-экономический профиль и хочу поступать в Вышку. Школа помогла мне понять свои сильные и слабые стороны. Например, я понял, что мне нужно совершенствовать навыки выступления перед большой аудиторией. Открытия в себе помогли сделать и деловые игры. Мы учились развивать лидерские качества, продумывать свои ходы наперед.
Несмотря на плотный график, я не чувствовал переутомления. И даже нашел время для занятий спортом. Мы с ребятами вставали пораньше и делали пробежки. Таким образом мы чередовали физическую и умственную нагрузку.
Зия Юсифзаде
10 класс, лицей НИУ ВШЭ, г. Москва
Я решил участвовать в летней школе, чтобы убедиться в правильности своего решения выбрать экономическое направление в Вышке и понять, что я хочу от жизни. Но даже не предполагал, что мне настолько понравятся другие дисциплины. Например, я не представлял, что политология может быть мне так интересна. Я даже стал задумываться о смене профиля в лицее.
Участвуя в школе, я понял, какие качества мне бы хотелось в себе развивать. Узнал, что мои ораторские навыки не так уж плохи. Нашел много новых друзей, с которыми действительно интересно общаться. И получил новый опыт, который вряд ли смог бы приобрести в других условиях. Например, ощутил радость участника партии, победившей на выборах в парламент.
Лозинг Денис Вячеславович
эксперт дирекции общего образования
Вам также может быть интересно:
Стартовал прием заявок от школьников и студентов на Всероссийский конкурс проектов с открытым кодом — 2025
Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ) открыло прием заявок на новый сезон Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом. К участию приглашаются школьники и студенты вузов и колледжей, которые разрабатывают собственное программное обеспечение с открытым кодом или участвуют в доработке и развитии уже существующих проектов. Регистрация открыта до 1 марта 2025 года на сайте.
Состоялся финальный этап Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»
Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» — совместный проект НИУ ВШЭ и 15 ведущих вузов России. Интеллектуальное состязание проходит при поддержке Российской академии наук и Министерства науки и высшего образования РФ. Стратегическим партнером выступает VK Education.
«Экологическое мышление становится нормой современного человека»
В конце ноября московские школьники — участники проекта «МосЭкоШкола» представили проекты для экологичной столицы. Старшеклассники продемонстрировали свое видение будущего экологичного мегаполиса и отразили собственный вклад в его создание. Организаторами конкурса выступили Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы и Институт экологии НИУ ВШЭ.
Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior
Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.
Региональные кейс-чемпионаты школьников прошли в 32 субъектах Российской Федерации
В состязаниях приняли участие более 4 тысяч старшеклассников и студентов колледжей и техникумов в составе 1252 команд. Победителями стали 122 команды (67 в кейс-направлении, 55 в бизнес-направлении), призерами — 331 команда, десятки команд отмечены в специальных номинациях партнеров. В пяти регионах — Московской области, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике и Краснодарском крае — кейс-чемпионаты состоялись впервые.
Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня
Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО
О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.